Посоветовавшись с нашими модераторами, открываю новую темку.
Здесь мы будем выкладывать основные моменты (не хочу писать "правила", чтобы не ассоциировать эту темку с поучением!!!) нашего русского (далеко не самого простого) языка. Здесь можно обсуждать все те ошибки, с которыми мы сталкиваемся: слышим, видим... Здесь НЕ будет адресных высказываний и "разбора именных полетов", НЕ будет цитат из наших сообщений. Буду рада, если это кому-то пригодится.
Если есть какие-либо идеи и/или пожелания: ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
Итак, пробуем!
1. Самое первое, что стали мы обсуждать, это правильность прозношения слов. Чтобы проверить себя, можно глянуть в словарь. Но вот как запомнить, чтобы раз и навсегда? И ни-ни из памяти!!! АССОЦИАЦИИ. ЭМОЦИИ. помню, однажды учительница в школе сказала: ну не можете запомнить слово, так ПРОПОЙТЕ его, ПРОКРИЧИТЕ, ПОЗЛИТЕСЬ на него!
Этот сложный русский язык: Задело — за дело. И дико мне — иди ко мне. Покалечилась — пока лечилась. Мы женаты — мы же на ты. Ты жеребенок - ты же ребенок . Несуразные вещи- несу разные вещи. Ему же надо будет- ему жена добудет. Надо ждать - надо ж дать.
Наталья, Бедные иностранцы, изучающие русский.....Как у Задорнова: "Чай будешь?" "да нет наверное" Ставьте перед собой большие цели – по ним тяжелее промазать
А вот такое упражнение выполняют мои пятиклашки, когда учатся в WORDе редактировать документ. Необходимо скопировать 8 раз строчку и расставить пробелы и знаки препинания, чтоб получилось 9 разных по смыслу предложений.
Добавлено (21.02.2012, 10.27.51) --------------------------------------------- Людмила, Те перья под ними, те - тоже. Те перья подними, те - тоже. Те перья поднимите тоже. Те перья под ним и те - тоже.
Теперь я под ними, те - тоже. Теперь я под ним и те - тоже. Теперь я! Поднимите тоже! (ну типа говорящий что-то поднимает и другим говорит) ))))
Знайте: нет ничего сексуальнее правильной речи. Правописание — ваша сила.
Если вы — парень, правильно использующий «ё» и «о» после шипящих, все девушки будут ваши.
Если вы — девушка, ставящая в конце вопросительного предложения знак вопроса, то никаких проблем с удачным замужеством у вас не будет.
А если уж вы решили верно выбирать между «-тся» и «-ться», то делайте это осторожно, так как ваша сексуальная притягательность может начать разрушать семьи и карьеры.
Не забывайте о самых сексуальных знаках препинания — запятых. Удивительно, но они встречаются в большей части предложений, которые вы используете. Взгляните на форму запятой: изогнутая, закруглённая с одного конца, она всем своим видом говорит: «Тот, кто поставил меня здесь — хороший любовник». Но не переборщите! Лишние запятые кричат от стыда и заливаются слёзами, а не рекламируют вас.
А если вы решили достигнуть вершины и стать самым желанным человеком во Вселенной, выучите различие между глаголами «одеть» и «надеть». Помните: одев одежду, вы рискуете выйти из дома голышом, и не дай бог вам быть на что-то надетым!
Будьте бдительны — и удачи в любовных похождениях!
Нужно писать: Ядра - чистый изумруд, а не Я драчистый изумруд
А вообще я грамматику нашу очень люблю... В жизни обязательно должны быть паузы. Такие паузы, когда с Вами ничего не происходит, когда Вы просто сидите, молчите и смотрите на мир, а мир смотрит на Вас. Карл Ренц "Больно" - сказало Сердце. "Забудешь" - успокоило Время. "Но каждый раз я буду возвращаться" - усмехнулась Память...
пока ехала в воскресенье, слушала передачу про словообразование. плясали вокруг статьи. нашла ее в интернете. мне показалась она интересной ))) делюсь :
СТАТЬЯ Первооткрывателю многих слов и смыслов прошлого-настоящего-будущего, поэту Велимиру Хлебникову было всего 37, - скончался он 90 лет назад в придуманной должности председателя земного шара. В школьной программе Хлебников, если и упоминается сейчас, то вскользь. Обыватели, считавшие его при жизни ну разве что чудиком, и сегодня споткнутся, если вдруг прочитают: отчего у него в усадьбах ночью "чингисханят", а в небе синем - хочется "моцартить"? Обыватели - ориентир внушительный - сами часто нуждаются в ориентирах. А с Хлебниковым странная история: поэтов и ученых он сводит с ума, но не только они, все повально, даже те, кто отмахивается, говорят, не заморачиваясь и сами того не ведая, его словечками. Что за словечки?
Но прежде - маленькое отступление. Хлебников не единственный выдумщик новых слов. Их сочиняли и до него, и после. Ну вот, для наглядности, лет семь назад законотворцы в Мосгордуме, попилив все напитки на "пиво" и "непиво", предлагали так и узаконить новое слово.
"Непиво" депутатское не прижилось - но факт остается фактом: в каждом времени всплывают свои слова. Каково время - таковы и запросы, вот что интересно. А утонут, не утонут неологизмы - другой вопрос… Впрочем, вернемся к поэту Хлебникову.
Летчик, атомная бомба Исследователи добросовестно спорят о том, кто раньше произнес слово "летчик". Есть версии - то ли Александр Грин, то ли Михаил Пришвин. Но общепринято считать, что это Хлебников. До него Александр Блок посвятил погибшему в авиакатастрофе капитану Мациевичу стихотворение "Авиатор" - он назван "летуном", "пилотом". А пять лет спустя, в 1915 году, Хлебников написал "Тризну", в которой и появилась "тень от летчиков в пыли".
Потом еще в двадцатых, независимо друг от друга, почти одновременно, Хлебников и Андрей Белый сконструировали страшилку ХХ века - словосочетание "атомная бомба”. До них, в 1913 году, "atomic bomb” Уэллса из романа "Освобожденный мир" переводили как "атомическую бомбу”.
Пусть специалисты спорят, кто что придумал первым, кто вторым. Хлебников изобретал "Образчики словоновшеств в языке" и фонтанировал неологизмами бесперебойно. Что-то прижилось, чего-то никто и не вспомнит: он вот сам сетовал, что "летчик остался, а льтица отлетела". В водопаде "отлетевших" каких только не было у него слов - и отрицанцы, и брюховеры, и гнилолюбы, и тухлоумцы, и весничие.
Любопытно, кстати, вот что: вся эта заумь, микрохирургия языка вдруг приводила Хлебникова к открытиям, способным озадачить любого и сейчас. Поэт, опережая физиков, додумался вдруг до термоядерного "взрыва в Солнце”, до волновой природы электрона (открытой через два-три года после хлебниковских записей), о пульсации солнца (обнаруженной учеными спустя 59 лет). А казалось - просто словесные игры.
Математики кисло смотрят на хлебниковские расчеты исторических циклов возникновения и крушения империй, но как бы то ни было не отмахнешься от такого факта: за несколько лет до революции Хлебников рассчитал и твердил - "не следует ли ждать в 1917 году падения государства?"
Все это завораживает. Как и стихи, в которых река шумит "служебным долгом", а море дает "белью отпущенье в грехах". Как бездны фраз: "Организму вымысла нужна среда правды". Или так вот - "Мировая революция требует мировой совести".
Поэт-будетлянин - и все его словотворчество пугающе шаманское. Но трудно удержаться, не повториться: самое интересное за всем этим - само время, атмосфера жизни, чем люди дышат, про что вдруг именно в эту эпоху потребовались неологизмы. По сути история возникших и прижившихся слов - зеркало истории общества.
Вот слово "самолет" оказывается появилось еще в 1853 году, когда отставной капитан Владимир фон Глазенап и титулярный советник Максимиллиан фон Адлерскрон зарегистрировали под таким диковинным названием свое пароходное общество на Волге. Какой "Самолет"? Откуда? А необъяснимо. Озарило так вот. Что-то в воздухе пронеслось.
Самолеты, летчики - это же воздух времени, запрос языку. Как писал Борис Слуцкий, "понадобилось перешагнуть порог/ небес, чтобы без всяких отсрочек/ слово "летун" придумал Блок/ и Хлебников чуть поправил: "Летчик".
Последние два "самолетских" парохода, кстати, плавали аж до 90-х годов ХХ века. На бывшей "Великой княжне Татьяне Николаевне", ставшей "Спартаком", снимался еще фильм "Жестокий романс" - в кино это пароход "Ласточка".
Пароход потом бросили, гниет себе где-то на волжской отмели. Последний привет того "Самолета" новому времени.
Смена вех: кто какие когда придумал слова 1. Век 18-й. Просвещение, перевороты, рококо и церемонии.
Поэт Антиох Кантемир: кризис, средоточие, критик, характер, вкус (одеваться со вкусом), понятие, жадность, деликатность, надменность.
Василий Тредиаковский: общество, искусство, достоверный, вероятный, беспристрастность, благодарность, злобность, почтительность, неосмотрительность, дальновидность и даже гласность.
2. 18-19, грань веков. Полусонная держава, сантименты и ожидания.
Гавриил Державин: ручьиться (то есть течь, как ручей).
5. Век 20-й, первая половина. Время Хлебникова, белое и красное в головах.
Алексей Крученых: заумь, заумный.
Игорь Северянин: бездарь.
Владимир Маяковский: прозаседавшиеся.
Слова нового быта: большевики, меньшевики, летучки, нэпманы, продразверстка, завначсклада, упрощенка, советский.
6. Век 20-й. Космос и два мира - две судьбы.
Фантаст Александр Казанцев: вертолет, инопланетяне (вместо инопланетчиков).
Михаил Зощенко: полуинтеллигент.
Александр Солженицын: образованщина.
Владимир Набоков перенес наоборот из русского на американскую почву слово "пошлость" и смеялся, что у американцев не было слова, обозначавшего их образ жизни.
Александр Градский: претендует на авторство слов "совок" и "журналюги".
Чем питаемся сейчас Говорят, язык саморегулируется и выживает, что с ним ни делай, сам по себе. С этим и спорить нечего. Просто заметим: литераторы теперь вдруг перестали быть придумщиками слов - на смену им пришли пиарщики и прочие слововнушители. Язык глобализации, стирая все, как терка, несет по всему миру слова-кальки: целлюлиты, шопинги, гламуры, копирайтеры, фрилансеры, мерчендайзеры, хедлайнеры, тренды, дресс-коды, ньюсмейкеры, слоганы, флаеры, соки-фреш, овощи-гриль и картофель-фри. Да, и аватары тоже.
Целый мир потребления новых смыслов и новых идеологий. Придуманное же американцем Ричардом Флоридой определение движущей силы истории - "креативный класс" - повторяется всюду, как под гипнозом. Старые знакомые слова текут, меняются и означают не то, что прежде: оранжевая чума, белые ленточки, бандерлоги, хомячки, мимимитинги. Задержатся ли эти новые смыслы в языке - не знаю, слишком уж они спекулятивны и конъюнктурны.
И все же: что-то же должно остаться от нашего времени? Что-то - конечно. Вот, смайлики, например)))
10 слов, изменивших в наше время свой прежний смысл Гуглить - понятно, значит пытаться найти что-то в поисковике Google. А у Гоголя гугля - шишка на лбу.
Банить - отключать доступ к интернет-ресурсу. А в словаре Даля у слова банно-помывочный смысл.
Лох - понятно тем, кто не лох. А в стародавние времена так называли лососевых рыб в Олонецком крае.
Безе - сейчас исключительно для сладкоежек. А в жеманные эпохи слово означало поцелуй: позволь, душа, я тебе влеплю один безе.
Панки - не парни с ирокезами и серьгами в носах, а по Далю - лубочные картинки.
Бар - когда-то был не местом, где главное - выпить, а наносной мелью в устье реки.
Понт - в русском языке когда-то на античный манер означал море. Теперь стал просто выпендрежем, понтами.
Пикет - когда-то в него играли картежники, теперь развлекаются любители митинговать.
Самопал - был старинным гладкоствольным ружьем без замка, стал китайской поделкой, а то и просто бормотухой.
Понятие - у поэта Кантемира означало некое представление, знание о предмете. Теперь у конкретных парней означает их пацанское знание о людях и жизни.
от себя могу добавить. язык, русский и не только, совершенно живая система. засилье иностранных слов мне тоже не всегда нравится, но что делать, если не мы стали изобретателями гаджетов и виджетов, да и слово, к примеру, шопинг удобнее в произношении, чем хождение по магазинам)))) помню, еще в школе нас учили: КОНТРОЛЬ ЧЕГО-ТО, а НЕ ЗА чем-то... но тем не менее русский язык прижился под "КОНТРОЛЬ ЗА исполнением приказа оставляю за собой"...